|
Фонетические игры для детей от 4 до 7 лет
Основой письма является умение ребенка разделить слово на звуки. Только так он научится записывать слова - по буквам, определив первую, затем вторая и так до последней.
Как научить ребенка быстро делить слова на звуки, определять первый, последний звуки в слове? Конечно же, тренировками! Но они не всегда интересны ребенку. Заинтересовать? Просто: играми. Все игры, которые мы вам предлагаем, подходят и для того, чтобы играть вдвоем, и для работы в классе, и для компании.
Вспомни слова Задача: усовершенствовать фонемный слух, звукопроизношение, активизировать словарь. Содержание: учитель произносит изолированный звук [н], [г], [с], [п] и др., а дети вспоминают (произносят слова, в которых этот звук в начале, в конце и середине слова, например: Нина, синица , конь; Рома - гора - цвет; Саша - миска - лес; Петя - выпили - насыпь. За каждое правильно сказанное слово игрок награждается фишкой. В конце игры определяется победитель, который правильно назвал больше всех слов. Методические указания упражнение можно рекомендовать для нахождения любого звука в начале, середине и конце слова. Она будет способствовать и закреплению навыка интонации отдельных звуков в слове. При этом учитель дает образец изолированного произношения звук и его же, интонационный подчеркнутого, в слове, например р-р-р; р-р-рак; ку-р-р-рка; кове-р-р-р.
Угадай слово по модели Дидактическое задание: тренироваться в звуковом анализе, закреплять представление о звуки речи, уточнять знания об окружающем мире, учиться логически мыслить. В зависимости от того, как именно вы будете играть в нее, можно научить ребенка отличать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Содержание: учитель записывает на доске (мама или папа на листочке) звуковую модель слова и обращается к детям: «Я загадала слово. Угадайте его ». Учитель обращает внимание детей на модель, и говорит: «загаданное слово состоит из трех звуков: первый звук мягкий согласный, второй - гласный, третий - твердый согласный, а последний - снова громкий». Ученики называют слова. Учитель, «прочитывая» каждое названное слово по модели, продолжает: «Вы называете слова, по звукам похожие на мое слово. Но я загадала другое. Чтобы отгадать мое слово, вы можете задать мне несколько вопросов. Например: Ученики. Это живое или неживое? Учитель. Живет. Ученики. Это человек? Учитель. Нет, не человек. Если не человек, как вы дальше спросите? Ученики. Это птица? Учитель. Нет, не птица. Не человек и не птица. Кто еще может быть живым? Ученики. Это животное? Учитель. Так, животное. А теперь вы спросите, какое это животное. Ученики. Это домашнее животное? Учитель. Нет. Ученики. Это дикое животное ... Это лиса. Вы загадали слово лиса. Методические указываетки. Если детям сложно ставить вопрос, учитель должен давать образцы. В игре используются варианты моделей трех-четверых-пьятизвукових слов. Звуковую структуру слова учитель изображает с помощью условных знаков, принятых в школе. Если ваш ребенок еще маленький, вы можете играть, не используя звуковую модель слова. Тогда эта игра поможет научить ребенка задавать вопросы и способствовать развитию речи.
«Сплетем венок» со слов Дидактическое задачи: развить фонематические восприятия, активизировать словарь. Содержание: учитель произносит слово, а ученики определяют последний звук в нем, вспоминают новое слово начинающееся на этот звук; у нового слова определяют последний звук и снова вспоминают слово, которое начинается с этого звука и т.д. Например: 1. Сыр - рука - автобус - сено ... Методические указания: слова, произнесенные детьми, учитель изображает на доске с помощью трафаретов листьев, цветов ( «плетет венок»). В отборе слов могут участвовать Петрушка, Буратино и др. игрушки, которые помогают вспомнить соответствующие слова.
Экскурсия Дидактическое задачи: тренировать детей в чтении, обучать рассказа. Содержание: учитель вступительной рассказом создает воображаемую ситуацию: учащиеся на экскурсии. Можно обратиться к игрокам так: «Сегодня, ребята, мы сделаем экскурсию нашим городом. Мы пойдем (выставляется табличка с надписью «Парк») в ... Дети читают надпись и подсказывают учителю: «Парк». Ученики говорят, что там можно увидеть. Учитель выставляет таблички ( «Ремонт часов», «Ремонт обуви», «Ателье» т. д.), ученики читают их и рассказывают ... Методические указания. На воображаемые экскурсии можно пойти на природу, в магазин, в аптеку, в ателье, остановок городского транспорта, просто по улице, в зоопарк и т.д. Материал для чтения постепенно усложняется (от отдельных слов до нескольких предложений). Успехов!
(По материалам книги «Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста» Е. И. Коваленко) Источник
***
Читайте также:
Добавить комментарий:
|
|
|