Женский журнал о красоте и здоровье
 Мадамский.ру

СИМВОЛИКА НАРОДНОГО КОСТЮМА

Костюм как знаковая система. Традиционный костюм украинского наряду с обеспечением физического существования человека удовлетворял ее различные социальные нужды. Благодаря своей символической нагруженности костюм, будучи материальным произведением, мог выполнять функции, присущие феноменам духовной культуры.

Многообразие символов и вариантов их сочетания непосредственно связанные с назначением костюма. Так, при переходе от повседневного костюма к праздничному, а также от праздничного к обрядового активно возрастала роль знаковых функций. Вместе с тем на задний план отходила практическая функция: в праздничном костюме ей принадлежала второстепенная роль, а в обрядовой практические свойства отдельных элементов вообще не принимались во внимание.

Отличие в соотношении практичности и знаковости присутствует и на уровне отдельных свойств компонентов костюма. Наименее информативными являются конструктивные особенности - крой, силуэт, пропорции одежды. Они определенного мере стабильные не только в пределах одного этноса, но и имеют много близких черт в соседних и даже весьма отдаленных народов. Особенности же декоративно-художественного оформления одежды более открыты для воплощения - в рамках традиций - личных желаний и вкусов. Поэтому декоративно-художественные приемы значительно багатоманитниши не только в историческом, но и в территориальном плане и способны выступать символами широкого круга духовных ценностей.

Символика народного костюма - важная составляющая национальных традиций. Зафиксирована таким образом социальное значимая информация обеспечивает не только развитие самого костюма, но и во многом жизнеспособность всей нации. Знаковые функции принадлежат к тем стереотипов, в которых на протяжении веков утилювався опыт поколений, их представления об окружающем мире и человеке в нем. Они касаются прежде регламентации будничного, праздничного, обрядового костюма, престижности одних и непрестижности других видов одежды, эстетического решения одежды определенных социальных групп, норм и правил пользования одеждой в зависимости от возраста, пола, семейного положения, представлений о границах дозволенного в проявлениях личных вкусов и т.д.

Следует иметь в виду, это понимание семантики многих свойств народного костюма уже в конце XIX - начале XX в. было в значительной мере забугс, а способы их достижения сохранялись лишь по традиции.

Этническая символика костюма указывает на принадлежность человека к определенной нации. В украинском костюме это свойство выступает одной из ведущих, хотя количество сугубо специфических элементов ограничено достаточно узким кругом декоративно-художественных средств и конструктивных приемов.

В целом каждый народ оценивает свой костюм как самый совершенный и самый лучший. При этом принимаются во внимание приспособленность костюма к осийомив, количества и качества дополнений, украшений и т.п.

Итак, С. с. к. не связана с его внутренними свойствами и достаточно часто определялась особенностями его включения в ту или иную социальную ситуацию. Одежда человека и его место на социальной лестнице, совпадая в общих чертах, могли и не быть тождественными. Поэтому знаки социальной градации костюма не имеют той четкости и однозначности, которая характерна для других его признаков.

Обрядовая символика костюма - признаки, которые отражают широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззренческих представлений и норм обрядового поведения.

Большей частью обрядовыми символами выступали отдельные компоненты костюма: платок или полотенце на сватовстве, ягодиц на семьях, белая (или черная) платок на похоронах и др. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Немало обрядовых символов имели древнее происхождение и не использовались в повседневном костюме. В частности, изготовленный архаичным способом с помощью веретена погребальный одежда, сохраненные в свадебном обряде отдельные виды костюма (гугля), формы покроя (додильни рубашки), способы одевания некоторых вещей (с помощью завязок) - все это наделялось необычайными свойствами.

Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально для того или иного обряда собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить рубашку своему жениху. Символическое значение имели и обязательные подарки - сапоги, которые зять дарил теще, и мантия - подарок свекрови от невестки. То же можно сказать о вещах, которые дарили на помолвке и послеродовых обрядах.

Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах его использования. При этом нередко шли даже на сознательное нарушение норм приличия. Так, при выполнении многих ритуальных действий носили одежду наизнанку, тогда как в повседневной жизни это считалось нехорошую примету. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюм противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду.

Своеобразной формой игнорирование этических норм была архаичная традиция частичного, а иногда и полного обнажения, которое допускалось в обрядовых действиях. Даже в конце XIX века, чтобы предотвратить распространение эпидемий, вокруг деревни проводили борозду, и делали это голые или полуголые женщины. Магические действия при севе некоторых полевых и огородных культур также осуществляли обнаженные женщины, а иногда и мужчины. Ритуальное обнажение символизировало две противоположные тенденции: сближение человека с нечистой силой и одновременно защиту от нее.

Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме изначально доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В частности, в погребальном одежде черный цвет стал символом тоски лишь на рубеже XIX-XX века, вытеснив белый, а кое-где синий.

Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них на этнические символы.
www.vyshyvanka.ucoz.ruпогребальном одежде черный цвет стал символом тоски лишь на рубеже XIX-XX века, вытеснив белый, а кое-где синий.

Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них на этнические символы.
www.vyshyvanka.ucoz.ru
***

Читайте также:


Добавить комментарий:

Имя:
Почта:
Комментарий:
Введите число:

Популярные статьи:

Комментарии:

Вася Пупкин: Супер!

   © Копирование материалов разрешено только при наличии обратной ссылки